Астенический синдром является одним из наиболее частых поводов обращения к врачу и одним из наиболее частых синдромов в клинической практике. Астенические проявления наблюдаются при многих соматических, неврологических и психических заболеваниях. Частота астенических жалоб при обращении к терапевту и неврологу составляет от 30 до 65%.
Широкая распространенность астенических состояний, противоречивость их клинической дифференциации и недостаточно разработанные вопросы целенаправленной терапии определяют актуальность изучения вопросов диагностики и лечения этих нарушений.
Астения представляет собой неспецифический синдром, который может сопровождать любые заболевания и даже развиваться у здоровых людей при определенных обстоятельствах. Астения включает разные группы клинических проявлений: физические, психологические, интеллектуальные и т.д.. Под астенией понимают патологическую усталость после нормальной активности, сопровождающуюся снижением энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности и внимания, резкое снижение работоспособности. Обычно астения сопровождается вялостью, сонливостью, раздражительностью. В сознании преобладает чувство усталости, разбитости. В клинической картине доминируют жалобы на снижение памяти, нарушение внимания и повышенную утомляемость. Характерными для астенического синдрома сопутствующими расстройствами являются нарушение сна и головные боли напряжения.
Исходя из причины развития, выделяют физиогенные, психогенные и мультифакториальные (сочетанное воздействие физических и психологических факторов) астении.
Наиболее часто встречается психогенная астения (неврастения) обусловлена либо психическими травмами, либо длительным недосыпанием, продолжительным умственным или физическим напряжением, связанными с психическими воздействиями, вызывающими озабоченность и необходимость преодолевать чувство усталости. Часто используется синоним данного понятия — «синдром менеджера». Растущая в настоящее время частота астенических расстройств в подростковом возрасте во многом может быть обусловлена чрезмерной интенсификацией учебного процесса, несоответствием методик и технологий возрастным и функциональным возможностям детей и нерациональной организацией учебного процесса.
В.М.Бехтерев (1906) говорил «Как болезнь, неврастения даже не признается серьезным страданием, а между тем, что может быть мучительнее того состояния, когда человек физически представляется относительно здоровым..... и вместе с тем, имея в общем достаточно умственных сил, не может пользоваться ими по причине своего болезненного состояния»
Среди физиогенных астений с учетом этиологии, патогенеза и клинических проявлений различают следующие виды: цереброгенная астения, соматогенная астения, церебросоматогенная астения и адаптационная астения. Клиническая картина физиогенных астений в отличие от неврастении характеризуется стойкостью и монотонностью, отсутствием явной связи с физическими и психическими перегрузками.
Несмотря на полиэтиологичность астенических расстройств, в развитии данного синдрома ведущую роль играют общие патогенетические механизмы: изменение активности ретикулярной формации (чаще в виде снижения активирующих влияний) и дисфункция лимбико-ретикулярного комплекса. Таким образом, астению можно рассматривать как состояние психосоматической дезадаптации, проявляющееся множественной психической, соматической и вегетативной дисфункцией.
Также следует отметить, что астения снижает устойчивость организма к разного рода патологическим экзогенным факторам, является почвой для формирования различных заболеваний, а в дальнейшем входит в структуру сложных синдромов в качестве «сквозной» симптоматики, ухудшающей качество жизни пациентов и прогноз течения болезни.
Проявления неврастении часто возникают на фоне синдрома эмоционального выгорания. Термин ''эмоциональное выгорание (burnout)'' введен американским психиатром H.J.Freudenberger в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Позднее данное состояние он называл болезнью сверхуспеха. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «синдром выгорания» — это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям.
В 1986 г. американские ученые C. Maslach и S. Jackson выделили три основные группы проявлений данного состояния: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимают чувство эмоциональной опустошенности и усталости, обусловленное профессиональной деятельностью. Под деперсонализация в данном случае понимается не классическое психиатрическое понимание данного термина а скорее понижение личностного компонента, в профессиональной деятельности. Деперсонализация проявляется в виде дегуманизации отношений к объектам своей деятельности (пациентам/клиентам): холодности, формализации контактов, черствости, цинизма. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Редукция личных профессиональных достижений — занижение профессиональных успехов, возникновение чувства собственной некомпетентности в своей профессиональной сфере. Они подчеркивают, что выгорание — это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением». Данному состоянию наиболее подвержены представители «помогающих» профессий и управленческий персонал: медицинские работники, менеджеры, педагоги, психологи, продавцы, адвокаты, сотрудники правоохранительных органов.