ЛЕЧЕНИЕ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Центр поведенческой неврологии Института мозга человека им. Н.П.Бехтеревой Российской академии наук (ИМЧ РАН)

Школьные трудности – расстройство обучаемости

Различные трудности в обучении отмечаются у 15-40% школьников. Особенно трудный период – начало обучения. Изменяется вся жизнь ребенка – новые контакты, новые условия жизни, новые требования и т.д. Высокое напряжение которое испытывает организм школьника определяется тем, что психологические нагрузки сопровождаются длительным статическим напряжением, связанным с необходимостью сохранять определенную позу при работе в классе.

Врачами и психологами рассматривается такое понятие, как школьная дезадаптация, под которым понимают несоответствие личности школьника условиям обучения. Основные проблемы, возникающие в этой связи можно разделить на три основные группы: 1) низкая успеваемость в результате трудностей при обработке учебной информации 2) негативное отношение к школе (боязнь школы и стойкое отвращение к школе) 3) плохое поведение в классе.

Причинами этого состояния может являться патология головного мозга, неправильные типы семейного воспитания, неадекватный стиль поведения учителя в классе, чрезмерная перегруженность школьной программы, несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможностям детей; нерациональная организация учебного процесса. Одной из наиболее частых заболеваний приводящим к возникновению школьных трудностей является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Дети с этим синдромом отличаются чрезмерной отвлекаемостью, невнимательностью, гиперактивностью (как будто к ним прикреплен моторчик). Гиперактивному ребёнку больше всех грозит непонимание со стороны окружающих. Его постоянно ругают, стыдят, наказывают. Проблемы у таких детей отмечаются не только в школе, но и в семье. Такой ребёнок изначально не соответствует ожиданиям родителей, им сложно принять его таким, каков он есть. Традиционно родители ждут от детей послушания, следования семейным правилам.

Характерными проявлениями школьной дезадаптации можно считать появление неудовлетворительных оценок, длительное время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий. Постепенно дети утрачивают интерес к учёбе, возникает страх перед ситуациями, контролирующими уровень знаний (экзамены, зачёты). Кроме этого часто возникают тики, головные боли, страхи, нарушения сна. Мы называем такую ситуацию болезнями «первого сентября».

Что же посоветовать родителям таких детей?

Прежде всего, родители должны обратиться к врачу, и пройти обследование, ведь часто школьные трудности являются проявлением нервно-психических заболеваний.

Родители должны понять, что у их чада сейчас трудный период, принять позитивную модель отношения к нему, поддержать его («ты молодец, у тебя все получится»). Нельзя сравнивать ребенка с «успешными» сверстниками – «У Пети только пятерки, а у тебя сплошные тройки». Родители должны, на какое то время, забыть о формальных школьных оценках, а сосредоточиться на поведении ребенка в школе и дома.

В некоторых случаях используются различные препараты, улучшающие работу мозга, но иногда можно обойтись и без таблеток. Так, существует метод обратной связи, позволяющий мозгу самому найти оптимальный способ работы и улучшить внимание: поскольку у детей мозг достаточно пластичный, его можно «обучить» правильно функционировать. В игровой форме с помощью компьютерной техники, ребенку предлагается сознательно или бессознательно найти пути улучшения работы мозга.

Но самое главное, что должны делать родители - это не ругать, а помогать!
В центре работают высококвалифицированные специалисты: врачи-неврологи, психотерапевт, нейрофизиологи, медицинские психологи.