Наиболее частыми причинами задержек речевого развития являются проблемы в течение беременности и родов (гипоксия плода (недостаток кислорода), внутриутробные инфекции, недоношенность, родовые травмы). Кроме этого патологическую роль могут играть наследственные заболевания, снижение слуха, отсутствие общения с ребенком (социальная депривация).
Одним из наиболее частых видов задержек речевого развития является
алалия (от греч.: «a» — отрицание и «lalio» — говорю, речь; переводится как отсутствие речи) — отсутствие или недоразвитие речи, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы. Причинами алалии чаще всего являются заболевания периода беременности и родов, приводящие к повреждению речевых областей коры головного мозга. В зависимости от того, какие речевые центры были поражены, выделяют
моторную (экспрессивную)
алалию, характеризующаяся стойким недоразвитием речи при частично сохраненном понимании чужой речи, и
сенсорную (импрессивную)
алалию, при которой в первую очередь нарушено понимание речи. Часто смешанная
встречаетсясенсо-моторная алалия. Ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой), не может найти правильную последовательность звуков в слове. Словарной запас у детей с алалией развивается медленно. В раннем возрасте обращает на себя внимание отсутствие или ограничение лепета. Первые слова и фразы появляются поздно. Родители отмечают молчаливость, характеризуют детей как понимающих, но не желающих говорить. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляции, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях. Моторная алалия часто сочетается с общей моторной неловкостью, неуклюжестью, гиперактивностью, расторможенностью или заторможенностью.
Лечение задержек речевого развития должно быть комплексным. В нем должны участвовать врачи-неврологи, логопеды, психологи. Важно избежать речевого негативизма т.е нежелания общаться с помощью речи. Эту задачу родители и воспитатели логопедических групп детского сада должны решать, создавая интересные игровые ситуации и привлекая его к совместной деятельности (рисованию, лепке и т.д.). Эффективным является вызывание как речевого, так и двигательного подражания. Родители должны поощрять любые речевые проявления у детей: подражание животным, музыкальным инструментам и т.д. Необходима эмоциональная поддержка и поощрение проявлений речевой активности ребенка.
У родителей, а иногда и у специалистов, бытует ошибочное мнение о ведущей роли травмы шейного отдела позвоночника, «нестабильности шейного отдела позвоночника» в происхождении речевой патологии. В связи с этим возникают неоправданные назначения: массаж шеи, мануальная терапия, электрофорез воротниковой зоны и т.д.
При лечении задержек речевого развития используются различные ноотропные препараты. Это те препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, и основным проявлением действия их является улучшение процессов обучения и памяти. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка порекомендует врач — невролог. В Центре поведенческой неврологии Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург) разработан способ лечения алалий с помощью транскраниальной микрополяризации. В основе метода лежит лечебное применение постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Такое лечение позволяет уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга, лежащей в основе речевой патологии у детей. Этот метод активизирует функциональные резервы мозга, не имеет нежелательных побочных эффектов и осложнений.
Проведенные нами в Институте мозга человека исследования показали, что положительная динамика после курса ТКМП у детей с речевыми нарушениями отмечалась почти в 65% случаев. После курса отмечалось увеличение объема активного словаря, увеличение количества слов в фразе, улучшение лексико-грамматического строя речи, понимания обращенной речи.
Применение ТКМП позволяет создать почву для повышения эффективности использования логопедической и дефектологической коррекции.