ЛЕЧЕНИЕ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Центр поведенческой неврологии Института мозга человека им. Н.П.Бехтеревой Российской академии наук (ИМЧ РАН)
Регистрация и анализ когнитивных вызванных потенциалов
Регистрация вызванных потенциалов мозга является объективным и нетравматичным методом тестирования функций центральной нервной системы, как человека, так и животных. Термином Вызванный потенциал (ВП) в нейрофизиологии обозначают колебания потенциала в любом отделе нервной системы, возникающие под влиянием внешнего воздействия и находящиеся в относительно строгой временной связи с ним. ВП с поверхности головы у человека регистрируют с помощью тех же приемов, которые применяют для записи биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ). Главное отличие метода ВП от метода ЭЭГ состоит в том, что для регистрации ВП испытуемому необходимо предъявлять повторяющиеся однотипные сенсорные стимулы: вспышки света или зрительные изображения; щелчки, тоны или сложные звуковые сигналы; тактильные или электрические стимулы.

Зарегистрированный в графической форме ВП представляет собой сложную кривую, параметры которой зависят от модальности и интенсивности стимула, способа и условий регистрации, состояния человека и других факторов. В сложной кривой ВП выделяют отдельные колебания - компоненты, которые отражают процессы обработки стимула.

Считается, что вызванные потенциалы являются индикаторами электрических процессов работы мозга, связанных с механизмами восприятия информации (распознавание стимулов и их оценка) и ее обработки (запоминание, мыслительные процессы, связанные с принятием решения), а также психологическими факторами, такими как, например, внимание. Для оценки этих сложных мозговых процессов используется метод когнитивных вызванных потенциалов. Этот вид ВП в последнее время все больше находит применение в клинической практике при оценке преклинической стадии когнитивных нарушений и выраженности деменции различного генеза, оценки выраженности когнитивных нарушений у детей с различными поведенческими расстройствами (начиная с 8-9 лет) и объективной оценки динамики когнитивных нарушений в процессе лечения.